Развитие технологий и компьютеров добралось и до сферы налогов. Платежи в том или ином виде должны делать все люди. Для облегчения процесса были созданы различные программы, сервисы и формы. Среди них наиболее востребованным является личный кабинет налогоплательщика, в котором необходимо зарегистрировать, чтобы затем пользоваться всеми функциями и возможностями. Перед тем как начинать процесс регистрации на сайте ФНС, рекомендуется ознакомится с тем, что собой представляет ЛК налогоплательщика, зачем он нужен, какими способами его можно создать и какие возможности он предлагает.
- Личный кабинет налогоплательщика — что это и зачем он нужен
- Как создать личный кабинет налогоплательщика
- Регистрация кабинета в инспекции ФНС
- Регистрация с помощью электронной цифровой подписи
- Как зарегистрировать на сайте Госуслуг
- Есть ли разница для физических и юридических лиц
- Какие возможности предоставляет ЛКН
- Что делать, если забыл пароль, как восстановить доступ
Личный кабинет налогоплательщика — что это и зачем он нужен
Одним из наиболее популярных электронных сервисов на сайте ФНС является именно личный кабинет налогоплательщика, предназначенный для физических лиц. Нужно разобраться с тем, что он собой представляет и зачем вообще нужен.
Все физлица и юрлица обязаны иметь ЛК на сайте ФНС, если они занимаются бизнесом, будь-то индивидуальный предприниматель (ИП) или крупная организация.
Основные преимущества, которые предоставляет налоговая через личный кабинет:
- Получение актуальной информации об объектах имущества.
- Контроль и отчет о состоянии произведенных лицом расчетов.
- Получение и распечатка налоговых уведомлений.
- Предоставление квитанций на уплату начисленных налогов.
Также личный электронный кабинет налогоплательщика позволяет получить или оформить документ, который касается процесса оплаты имеющейся налоговой задолженности и иных налоговых платежей, для последующего внесения денежных средств через банки-партнеры.
В личном кабинете можно скачать программу для заполнения декларации по налогу на доходы физических лиц (например, по форме № 3-НДФЛ).
Также в ЛК налоговой службы возможно заполнение декларации по форме № 3-НДФЛ в режиме онлайн и ее последующее направление в электронном виде сразу подписанной электронной подписью налогоплательщика. Нужно отметить, что среди предоставляемых возможностей имеется и отслеживание статуса камеральной проверки налоговых деклараций, обращение в налоговые органы без личного визита в налоговую инспекцию, что в значительной степени экономит время.
Как создать личный кабинет налогоплательщика
В процессе создания личного кабинета налогоплательщика нет ничего сложного. Чтобы получить доступ к этому онлайн ресурсу можно обратиться в любой налоговый орган лично. Допускается выбор той ФНС, которая располагается ближе к дому или к месту работы.
Для открытия ЛК потребуется минимальный набор документов. Человеку нужно иметь при себе:
- Действующий общегражданский паспорт (оригинал и копия).
- Свидетельство о присвоении номера ИНН.
Также можно обратиться в налоговый орган по месту регистрации с паспортом и уже без свидетельства ИНН. Там нужно будет заполнить заявление и получить регистрационную карту.
Чтобы пользоваться действующим ЛК налогоплательщика физического лица или юридического лица понадобятся персональные данные — логин и пароль, которые формируются в процессе регистрации. Их важно запомнить или записать.
Временный пароль, содержащийся в регистрационной карте, необходимо сменить в течение 30 дней, иначе для его восстановления придется обращаться в налоговый орган повторно.
Регистрация кабинета в инспекции ФНС
Чтобы получить доступ к личному кабинету с помощью логина и пароля, которые указаны в регистрационной карте, потребуется в ФНС (где его и оформляли) подойти с паспортом. Удобно здесь то, что пройти регистрацию можно также в любом отделении налогового органа.
Получение доступа к сервису для лиц, не достигших 14 лет, осуществляется исключительно их законными представителями, то есть родителями, усыновителями или же опекунами.
Регистрация несовершеннолетних допускается при условии предъявления свидетельства о рождении или иного документа, который может подтвердить подобные полномочия. Также потребуется предоставить документ, который удостоверит непосредственно личность заявителя.
Иногда бывает так, что логин и пароль, которые были получены человеком ранее и не использованы, теряются (забываются, исчезает сама карточка). В этом случае необходимо обратиться в любой налоговый орган России с паспортом. В этом случае произойдет восстановление данных (или оформление новых), после чего можно будет сразу же зарегистрировать и личный кабинет.
Регистрация с помощью электронной цифровой подписи
С помощью квалифицированной электронной подписи также возможно пройти процесс регистрации личного кабинета налогоплательщика в Российской Федерации. Для этого потребуется квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи.
ЭЦП предварительно должна быть выдана Удостоверяющим центром, который имеет аккредитацию Минкомсвязи России. Этот ключ, что очень удобно, может храниться на любом носителе:
- жесткий диск;
- смарт-карта;
- USB-ключ.
При этом требуется использование специального программного обеспечения-криптопровайдера CryptoPro CSP не ниже версии 3.6 (версия может быть и выше).
Как зарегистрировать на сайте Госуслуг
Можно оформить регистрацию и получить доступ к ЛК на сайте Госуслуг. Нужно учитывать, что там предусмотрены 3 вида учетных записей для физических лиц:
- упрощенная;
- стандартная;
- подтвержденная.
Чтобы получить полноценный ЛК налогоплательщика, лучше оформить подтвержденную форму.
Здесь важно знать, как получить каждую из представленных форм, так как не у всех людей имеется доступ к Госуслугам. Например, для получения упрощенной учетной записи следует указать минимум данных:
- ФИО заявителя;
- номер действующего мобильного телефона;
- актуальную электронную почту.
Именно на электронную почту придет письмо, которое будет содержать ссылку на подтверждение факта процесса регистрации.
Когда пользователь указал номер телефона, именно на него затем и придет SMS, в котором будет содержаться код для подтверждения регистрации. После этого потребуется указать пароль. На этом упрощенная форма готова.
Чтобы получить стандартную учетную запись потребуется дополнительно указать данные из общегражданского паспорта и СНИЛС. Все внесенные сведения пройдут проверку (ждать потребуется от нескольких минут до суток). На почту или телефон поступит соответствующее сообщение. После этого стандартный аккаунт будет сохдан.
Для подтвержденного типа учетки с полным доступом ко всем электронным государственным услугам пользователю нужно подтвердить свою личность.
Это можно сделать онлайн, но только при условии, что банк входит в число сотрудничающих с порталом. Также можно обратиться в центр обслуживания. Его можно выбрать непосредственно из того списка, который имеется на сайте.
При посещении необходимо предоставить паспорт и СНИЛС. Подтверждение данных займет в этом случае всего 5 минут. После этого на номер телефона или электронную почту, как и в других случаях, поступит соответствующее письмо.
Затем вход в «Личный кабинет налогоплательщика» можно осуществить уже через сайт Госуслуг. Для этого потребуется указать номер телефона или почту, а также ввести пароль от портала, который был создан еще во время оформления упрощенной учетной записи.
При первом посещении ЛК появится сообщение о том, что данные по налогам физического лица будут сформированы в течение 3-х рабочих дней. Сразу они не отобразятся, поэтому нужно не затягивать с первым использованием кабинета.
Еще один вариант входа, который предлагает портал Госуслуг — при помощи учетной записи Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА). Можно использовать сведения реквизитов доступа, которые используются для авторизации на Едином портале государственных и муниципальных услуг. Здесь нужно учитывать, что подобная авторизация возможна только для пользователей, которые ранее уже обращались для получения реквизитов доступа. Это нужно сделать лично.
Есть ли разница для физических и юридических лиц
Разница существует. Обусловлена она тем, какие операции потребуется проводить пользователям.
В первом случае человеку важно видеть и своевременно отслеживать, какие налоги и начисления за ним закреплены и требуют оплаты. Также он может подать декларацию по форме 3-НДФЛ, формировать и оплачивать квитанции.
Во втором случае пользователю дополнительно потребуется еще и отсылать документы, составлять и отправлять заявления, получать или запрашивать справки и акты по налогам, чтобы знать, как развивается бизнес. Также пользователь сможет оплачивать налоги фл (физического лица).
Какие возможности предоставляет ЛКН
Физическое лицо может оформить самозанятость, получить профессиональный ответ на вопрос о налогах от помощника бота.
Можно оплатить налоги, не выходя из дома. Или оформить возврат НДФЛ.
Юридическое лицо может встать или сняться с учета организации по месту нахождения в случае необходимости, внести изменения в указанные сведения или отправлять сообщения об участии в российских организациях, открыть счет для оплаты.
Что делать, если забыл пароль, как восстановить доступ
Восстановить доступ поможет налоговая служба, личный кабинет в этом случае получит новые логин и пароль. Потребуется посетить федеральный налоговый орган (отделение ФНС в регионе), чтобы там можно было подать заявление с просьбой произвести восстановление доступа.
В этом случае пароль будет сгенерирован заново. После этого можно будет подключить все функции и использовать ЛК в полном объеме.
Личный кабинет пользователя на сайте nalog.ru открывает достаточно быстро, так как именно через него затем ведется сбор и выставление всех счетов. Пользуясь современными возможностями совершенно не сложно завести ЛК налогоплательщика. Потребуется электронный ключ (подпись), чтобы можно было активировать учетную запись.
Для удобства рекомендуется установить приложение, чтобы всегда иметь доступ к кабинету. Получить его может как юридический пользователь (компания или организация), так и простое физическое лицо. Необходимо также предварительно получить доступ на портал Госуслуг, так как через него проходить в ЛК можно будет значительно быстрее. Дополнительно можно будет использовать и множество других сервисов и функций, которые пригодятся или потребуются человеку в процессе оформления, например, отчетности или регистрации документа.